Интервью с дизайнером Людмилой Таракановой

25 марта 2018 г

Помимо основной деятельности — работы с клиентами, у меня есть еще “мечта”, “необходимость”? “социальная миссия”? Не знаю как это обозвать, — хочу быть таким человеком, который понимает как происходит не только потребительский выбор, но и предложение — производство, дизайнерское решение — хочу залезать в головы и к продавцу и к покупателю, а самое важное — залезать и связывать их друг с другом во благо. Так, что бы процесс от “творчества” до “ ношения вещи” был короче для всех, добрее и приятней. И наша беседа с Людмилой, вернее мои к ней вопросы, конечно вся была сквозь призму этой “миссии”.

СПРАВКА

Tarakanova — бренд мужской эксклюзивной одежды, внешняя простота которой, скрывает сложный крой. Дизайнер Людмила Тараканова: • комбинирует ткани, сочетая материалы натурального содержания (шерсть, драп, ладен, бархат, штапель, вискоза, батист, бязь, шифон, стрейчевые и плащевые ткани, а так же трикотаж различных структур), • создает вещи-трансформеры, обладающие многофункциональностью и вариативностью ношения, • авторски интерпретирует классические изделия мужской одежды: пальто, плащи, сак, бомберы, жилеты и сорочки, брюки и юбки, платья и свитера, • работает с натуральной кожей и создает эксклюзивную обувь, сумки и рюкзаки.

https://vk.com/tarakanovafashion

Я к этому тексту подступаюсь уже три дня, потому что примерно могу прикинуть что нас ждет в комментариях – ощущение зудящего «Все, что вы скажете может быть использовано против вас». Потому что у меня, как у «голоса клиентов», было только два вопроса и если ответ на второй уходит в плоскость интересной общественной дискуссии, то ответ на первый тянет неизбежное «а, всё понятно, творец»

А мне очень не хочется, что вещи Людмилы на этом остановили свой путь к потенциальному покупателю – потому что творчество творчеством, но у меня перекос в тему «Давайте срочно оденем людей в эти прекрасные шмотки, караул что делается то, пропадает такое!!!»

Однако по порядку.

Так как интервьюер я не профессиональный, то никакого диктофона не взяла, судорожно делала пометки на бумажке и с трудом заставляла себя не развешивать уши, а как-то стройно записывать, потому что интересного было море – не только про одежду, но и про то как изнутри функционирует человек, для которого «продажа» вообще не первостепенной важности дело.

С вопроса о точке входа – и начала.

А нет, сначала представилась – вот перед вами такой человек, который считает, что стиль это не только «красиво» для чужих глаз, сноб, других стилистов не люблю, не понимаю в чем состоит работа их когда все клиенты выглядят «Из Зары и Макс Мары» — а у вас вещи уникальные, особенные, другие – поэтому конечно я в стойке. Моим клиентам это НАДО. Точно знаю.

И вот собственно – представим, что я показываю вашу вещь такому потенциальному покупателю, а в ответ получу предсказуемое «Ок, где купить, размеры, цены, доставка?»

Людмила улыбается, наклоняется ко мне поближе и заговорщицким тоном шепчет – «Так я же работаю в гоструктуре, какие магазины, какая коммерция» Она действительно преподает – я немедленно забыла, что – что-то серьезное, конструкторское, швейное.

Я сникаю, потому что это несколько лишает смысла половину моих следующих вопросов, хотя про преподавание я знала, когда шла на встречу. «Ну и потом – я разговаривала с духовником, он сказал – тебе дан один прекрасный дар, этого уже более чем достаточно» — «Ну он же не сказал, что нельзя продаваться?» — «Нет, он сказал, что это должен делать кто-то, кто обладает этим талантом» — «Ну слава богу!»

Дальше мы обе тяжело вздыхаем синхронно, потому что и я, и она прекрасно осознаем, насколько легко сказать, что продаваться надо, и как тяжело это дело довести до логического конца.

Но тут во мне встрепенывается «Вселенская Мать» с синдромом спасителя и профессиональный азарт – я стараюсь рассказать Людмиле варианты, как можно хотя бы начать продавать

— Продают миссия, идея, открытость – а это значит к вашим услугам все возможности моего сообщества о стиле «Лучшее сообщество о стиле» где можно организовать отличный открытый диалог с потенциальным покупателем, что вы хотите, что я могу вам дать?

— Про Телеграмм – канал вот можно вести, куда складывать всякие «огрызочки мыслей» кусочки работы, идеи, картинки – Людмила говорит, что ей это сложно, когда она работает, то забывает даже про еду – какой уж там канал, но я стараюсь ее убедить, что это дело привычки.

— И хотя бы на странице ВК, в единственном месте где ее можно толком увидеть – выкладывать не только фото с показов, но и фото отдельных вещей с «длина-ширина», цена, и варианты оплаты-доставки. Альбом «В наличии» прекрасно работает

Мы договариваемся, что она прочитает мои советы по как бы это сказать… большей коммерциализации своей работы, но кажется в итоге срабатывает магическое «Вы подумайте о том, сколько людей ваши вещи сделают счастливыми!» Ну реально же сделают.

Еще немножко говорим о Белоруссии – все стало лучше, — «Раньше как – кто заплатил за место на неделе моды, тот и показывает». Всякое показывает, вероятно.

Но если говорить про самое известное и самое хорошо, то с Людмилой хором вспомнили дивную Таню Тур https://vk.com/mirturmay

Еще Панаскин – на мой взгляд сочетание «коммерческого и творческого» https://vk.com/club38245928

И Ваня Айплатов с мишкой (на которого даже кажется англичане купили лицензию) – но вот тут (моё мнение) коммерческого таланта больше. Если бы он на гора такие идеи раз в месяц выдавал, а так немножко Актер Одной Роли. http://aiplatov.com/

Спрашиваю про рынки – Белоруссия или Москва? – Хочется конечно в Москву тоже, денег тут больше, и это логично.

Смешная история про мой родной Гомель – «Вот я приезжаю в Гомель на маркет, развешиваю вещи и с первыми лучами солнца выходит такая согбенная бабулечка в шляпке – перебирая сухонькими руками вешалки спрашивает – «Деточка, это что у нас тут – секонд хенд? Да, бабушка, только очень дорогой».

По-моему ужасно трогательно и показательно одновременно.

****

Ну и дальше мы переходим к десерту) Собственно к творчеству. Когда я узнала, что буду брать интевью у Людимилы, то первым делом ринулась за советом к Наташе Поротиковой, как к человеку, который умеет делать ЭТО профессионально.

«Спроси ее что такое юнисекс» сказала мне Наташа и ответ меня не разочаровал. Поясню – у меня к этому слову свои счеты. В том значении, в котором его используют обыватели – оно лукаво. Это Марлен Дитрих, женщина одетая в брюки, не мужик в юбку. Кривенькое какое-то слово.

Людмила же дает ему правильное значение – одежда лежащая вне плоскости гендера, мужская и женская одновременно. Я это дело люблю называть гендер-флюидность. Не уверена, что правильно использую сама этот термин, мою порочную тягу к использованию заумных словей все знают))

Однако я немедленно сделала стоечку на момент – а почему все-таки мужики?

Нет, тут у меня перекос, точно. Людмила может свою аудиторию видеть другой, — именно творческий мужчина, она действительно уникальная в этой нише. Но я тут сразу заквохтала что мои девочки без такой красоты пропадают!

Почему оно мужское это понятно – потому что мужское. Есть рынок дизайнерских мужских вещей (просто мы с ним особо не знакомы – мы больше находимся в окружении не раскрепощенных мужчин пост советского пространства «я чо как пидор штоле?» и нам сложно представить, что бывает иначе) но почему бы не занимать царственное место в сегменте где мужчины «другие».

А вот тот факт, что девочкам это тоже «очень надо» для Людмилы не то, что бы становится откровением, конечно нет, но *весьма надеюсь* мотивацией в по части презентационной.

«А вы можете ставить рядом мужчину и женщину в одной и той же вещи? Я поясню почему так заволновалась – у меня тоже своя статистика, как у стилиста – я вижу, как сильно увеличился за последние годы процент запроса «сделай меня что б как пацан» и это не потому что у меня «срез» — нет, — лгбт, феминистки, андрогины, квир активистки, боди позитивщицы (позитивки? Ну если брать форму феминитива – милейшее слово получилось) – они все получили голос и этот голос не может не отражаться в традиции костюма.

Я бы могла заподозрить Людмилу в хитром маркетинговом лукавстве (и это было бы крутое лукавство, респект) – такой заход в позиционирование – покажем на мужчинах, а купят женщины, но нет, это не оно)

Еще мы говорим о «европейских ценностях» о том, что одной из больших тенденций рынка будет выход на до сих пор не особо окученный гей-сегмент – хватит уже «продавать» женщинам, есть же такой сладкий кусок аудитории – обеспеченные мужчины с чувством прекрасного, ценящие хорошую одежду.

Говорили о том, как здорово вписывается её одежда во все эти новые (мои, наши) ценности.

«Но у меня есть какая-то привязка к типажу, вот я думаю про вещь и представляю её на конкретном человеке» — я говорю, что с этим надо бороться, потому что когда вещи выйдут на «рынок» эту кофту которая была увидена на конкретном светловолосом юноше модели (и юноша и модель и кофта – как единые образ) – купит и маленькая полная девушка и худой взрослый мужчина.

Людмила, как кажется, соглашается (или уступает моему оптимистическому напору))) и добавляет, что кстати её одежда, скроенная для мужчин, отлично подходит для женщин большого размера и средней «российской» фигуры – с широкой спиной и маленькой попой. Хорошие новости между прочим, осталось только сделать этот момент очевидным покупателю.

***

Вдохновение для коллекции TARAKANOVA. CODA — работы Марка Шагала

 

 

Образ «Еврейского портного» в работе Людмилы

 

 

Это сборная по ватерполо республики Беларусь, которые ходили в показе.

 

 

Апрель 2016 «Революционная»

 

 

Модели унисекс из коллекции «Революционная»

 

 

Ну какая революция без женщин?!

 

 

Образы рабочих

 

 

Шапка-папаха-ха TARAKANOVA

 

 

«Солдатка»-вдова солдата, анархисты (в ткани присутствует рисунок «гусиная лапка» -символ анархии!), курсистка, телеграфистка!

 

 

присмотритесь)

 

 

Из хранилища витебского исторического музея

 

 

Мгновенный Экспромт на уроке перед своими студентами как пример заданной темы, 16 мая 2016 г. Витебск, кафедра дизайна и моды ВГТУ

 

 

Фото Alexandra Zhidkih

Локация Zoom Art Cafe & Photo Studio